Как построить общину на Алтае или в каком-то другом природном месте?
С 1988 года мы участвуем создании разных общин и наблюдаем за подобными попытками среди других коллективов здесь на Алтае в Уймонской долине, да и в других местах. Например, мы ездили к анастасиевцам на Урал, мы читали, слышали про успешную общину, которую удалось построить Сергею Торопу, известному больше, как учитель Виссарион в Красноярском крае. Правда, на сегодняшний день его посадили в тюрьму, но построенная им община и сегодня живёт и процветает.
В Уймонской долине на Алтае современных общин нам известно про кооператив в Катанде ребята пытаются вместе жить и работать. Дай Бог, чтобы у них все получилось.
На днях мы написали статью про жизнь в Москве, в большом городе и на Алтае, и наша знакомая прокомментировала хорошей мыслью, что на Алтае к нам равнодушно относится природа, а в большом городе равнодушно относятся друг к другу люди. Мы согласны с этой мыслью. Ещё находясь в Москве, нам подумалось, что так как люди относятся на Алтае к деревьям, так в больших городах люди относятся к окружающим людям. Конечно, у каждого человека есть круг близких и друзей, но, видимо, психика человека плохо приспособлено жить в большой толпе, и эмоционально люди перестают реагировать на прохожих. Получается, что по чувствам люди так и продолжают жить в маленьком сообществе в маленьком безлюдном сообществе. Те, кто проходят мимо в больших городах остаются эмоционально пропущенными, незамеченными.
Когда мы переехали на Алтай, то, честно говоря, до этого мало задумывались о построении общины. Но, оказавшись здесь, мы каким-то искусственным способом объединились по принципу, что мы здесь чужаки среди довольно плохо настроенных местных. Это был хороший стимул для объединения. Когда приезжие люди сталкивались друг с другом, то возникала потребность в общении и поддержки друг друга. К сожалению, это чувство солидарности исчезало, когда налаживался быт, и люди могли жить и действовать самостоятельно. Выяснялось, что приезжие люди совершенно чужды друг другу, у нас совершенно разные ценности и интересы, и наши общинные объединения благополучно разваливались, не смотря на отчаянные попытки использовать для объединения, например, Живую Этику или учение Анастасии, описанное в книгах Мегре из серии «Звенящие кедры России». Очень мешало для построения общинных отношений ЧСВ - чувство собственной важности. Все мы учились в обыкновенных школах, где оставили оценки. Никто из нас не жил в настоящих общинах.
Вспоминается еврейская поговорка - против кого вы дружите? Очень хорошо объединяет людей наличие общего врага или общего препятствия, трудности. Когда живётся хорошо, человек превращается в индивидуалиста.
Как же сделать так, чтобы и в благополучном состоянии люди стремились друг к другу? Современная массовая культура заставляет людей капсулироваться, отделяться друг от друга даже в болезненном, затруднительном положении. Даже родственники, все мы обижаемся друг на друга, боимся, что нас не поймут, переживаем, что придётся делиться своим личным пространством, что нам будет скучно с другими людьми.
Но те, кому все-таки удалось пожить продолжительное время в общине, всеми силами стараются в неё вернуться. Они говорят, что именно в общине человек по-настоящему развивается.
Ведь если разобраться, для чего мы все переехали на Алтай? Для того, чтобы самосовершенствоваться для того, чтобы становиться лучше. И кто может похвастаться прямо каким-то космическим развитием, очень интенсивным духовным ростом? Часто получается, что в начале переезда на Алтай какие-то первые годы происходит интенсивное приспособление к новому месту, овладение новыми навыками в силу тяжёлых жизненных обстоятельств. Но ведь тоже самое происходит и при переезде на любое другое новое место, в том числе и в городе; и когда у человека все налаживается часто, мы забываем, зачем мы сюда приехали? Как бы зарастаем мхом.
Вполне возможно, что именно жизнь в общине поможет, заставит нас развиваться более интенсивно и быстро.
Как в известном произведении Ильфа и Петрова «12 стульев» бриллиантовый туман заполнял дворницкую, так и дух построения общины на Алтае, в Уймонской долине до сих пор будоражит умы и сердца многих хороших людей. Надеемся, что у нас или у кого-то еще получится построить такое сообщество любящих и уважающих друг друга развивающихся личностей.